Доклад «Между местью и забвением:
концепция переходного правосудия для России»

Работа над этим докладом продолжалась, со значительными перерывами, почти четыре года — с начала 2016 по конец 2019 года. В настоящее время политические условия для преодоления системной безнаказанности преступлений отсутствуют так же, как и в то время, когда доклад был задуман. В январе 2020 года Президент РФ объявил о намерении внести изменения в Конституцию России, что можно расценивать как продолжение линии на противоправное — и до настоящего времени безнаказанное — удержание государственной власти.

Тем не менее мы завершаем этот доклад с мыслью о будущем. Оно не предопределено и поэтому может открыть возможности для осуществления целей, которые вдохновляли нас в этой работе, — преодоление порождённой безнаказанностью общественной неправды, восстановление справедливости и утверждение уважения к праву. Опыт других стран показывает, что такое «окно», как правило, открывается внезапно, и, когда это происходит, действовать нужно быстро. После всего пережитого нашей страной было бы в высшей степени досадно, если бы общество встретило этот момент совсем не подготовленным. Отдавая себе отчёт в том, что наши интеллектуальные возможности едва ли сопоставимы с масштабом поставленной задачи, а воздействие этого доклада на общественное сознание ограничено и его заведомой (в современных политических условиях) маргинальностью, и специально-юридическим жанром, и довольно значительным объёмом, мы тем не менее посчитали своим долгом внести посильный вклад в подготовку той работы, время для которой рано или поздно должно наступить.

В условиях системной безнаказанности преступлений решение человека о том, совершать ли такое преступление или нет, зависит прежде всего от его морального выбора. Тем не менее хотелось бы надеяться, что те читатели этого доклада, которые сами вовлечены в дозволенную властями противоправную деятельность, получат в нём небесполезную пищу для размышлений о потенциальных последствиях своих поступков и задумаются над тем, стоит ли брать на себя дополнительный риск.

На многие практические вопросы переходного правосудия ответов в докладе нет. В реальной жизни переходное правосудие, имеющее дело с событиями прошлого, неотделимо от институциональных реформ, направленных в будущее. Например, люстрация судей и сотрудников правоохранительных органов имеет лишь ограниченный смысл вне общего преобразования суда, полиции и спецслужб. Гарантии защиты прав лиц, подвергнутых негласной слежке, не могут быть только ретроспективными, потому что полностью отказаться от слежки не может позволить себе даже демократическое правовое государство. То же касается правил и практики назначения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и еще нескольких правовых институтов, востребованных переходным правосудием. Тем не менее мы решили ограничить предмет этой работы делами прошлого, чтобы сосредоточиться на тех специальных правовых проблемах, которые возникают в связи с ними. Одна из не вошедших в доклад тем, которую нам самим хотелось бы раскрыть в первую очередь, касается способов комплектования и подготовки кадров органов переходного правосудия. Открытым остаётся и конкретное содержание работы этих органов — какие обвинения и кому следует предъявлять, как выстраивать работу по возврату в государственную собственность имущества, которое было отчуждено преступным путём. Эти подробности можно будет оценить лишь в конкретной общественно-политической ситуации, в которой будет разворачиваться программа переходного правосудия.

Доклад обходит молчанием, пожалуй, крупнейшее (по количеству вовлечённых лиц и масштабам последствий) системное правонарушение постсоветской истории — незаконное присоединение к Российской Федерации полуострова Крым. Не ставя под сомнение выводы о неправомерности этого акта, содержащиеся в резолюции Генеральной ассамблеи ООН 68/262, мы тем не менее решили не включать в доклад рекомендации о восстановительных мерах. Это правонарушение не может быть исправлено иначе как на международном уровне, путём переговоров между правительствами России и Украины. По этой причине принятый нами метод «идеальной модели», исключающий политические и прочие привходящие обстоятельства (которые неизбежно будут влиять на содержание этих переговоров и позиции их участников), к урегулированию статуса Крыма заведомо неприменим.

Нам хотелось бы, чтобы, несмотря на нынешнюю тревожную политическую обстановку, доклад стал поводом для дискуссии как в профессиональном, так и в более широком гражданском ключе. Результатом таких дискуссий могло бы стать распространение лежащих в основе переходного правосудия идей в профессиональной юридической среде, уточнение и, возможно, отбраковка некоторых его положений, популяризация цивилизованных методов преодоления безнаказанности преступлений и опровержение ложных стереотипов, существующих в этой области (например, восприятие люстрации как панацеи против всех злодеяний прежнего режима).

Завершить эту работу мы хотим бы словами надежды на лучшее будущее России, в котором народ нашей страны найдёт в себе силы восстановить справедливость после десятилетий безнаказанности, раскрыть и принять правду о трудном прошлом и воздать должное пострадавшим.

Читать далее

Список сокращений